Этикет: в ресторане
Большинство из нас в ресторан ходит не часто. И вот это случилось: вы приглашены на званый ужин в солидное заведение. Чтобы ваш выход в свет прошел без волнения, растерянности и всевозможных казусов, предлагаем небольшой ликбез по современному ресторанному этикету.
В вестибюле
В ресторан первым входит мужчина, при этом он придерживает дверь и подает руку даме. Он же помогает своей спутнице раздеться в гардеробе. Передача вещей гардеробщику и хранение номерков — тоже обязанность мужчины.
Если у женщины есть необходимость переобуть туфли или поправить макияж, это следует сделать в туалете. В вестибюле уместно лишь слегка поправить прическу.
За столиком
Зайдя первым в зал и выбрав столик (если его не предложил метрдотель), мужчина, слегка выдвинув стул, помогает сесть даме на самое удобное место (обычно — лицом к залу). Сам же занимает место слева от спутницы или напротив. За столом принято сидеть прямо, расстояние до груди не должно превышать ширину ладони.
Салфетки
Садясь за стол, салфетку разворачивают и кладут на колени. После еды ее оставляют слева от столового прибора.
Заказ блюд
Начинают с холодных закусок: овощи, рыбные деликатесы и(или) мясная нарезка. Затем следуют суп (если это обед), как правило, два горячих блюда, десерт, горячие напитки.
Выбор приборов
Если на столе вокруг тарелки заранее разложен полный комплект ножей, вилок и ложек, первым следует брать тот прибор, что лежит с внешней стороны. Во многих ресторанах ограничиваются двумя ножами и двумя вилками (крайняя — для закуски, ближайшая к тарелке — для основного блюда).
Использование зубочистки
За столом не принято ею пользоваться. Если возникла необходимость, следует дождаться паузы, извиниться, встать из-за стола и пройти в туалет, где и воспользоваться зубочисткой.
Курение
В дорогих ресторанах не принято курить в общем зале. В ином случае прежде, чем закурить, надо попросить разрешения у сидящих с вами за одним столом.
Общение с официантом
Чаще всего достаточно взгляда или соответствующего жеста. Но существует особый язык общения с персоналом ресторана. Если блюдо съедено и приборы можно уносить — вилку и нож кладут на тарелку, повернув ручками вправо (как 4:25 на циферблате часов). Если трапеза временно прервана, приборы оставляют на тарелке в виде буквы «X».
Не стоит вступать в пререкания с официантом. Свое недовольство потом можно выразить в размере чаевых. Если же обслуживание совсем не устраивает — можно попросить сменить официанта. В хорошем ресторане пожелания клиента будут немедленно приняты и устранены без конфликтов и скандалов.
Оплата и размер чаевых
Счет у официанта просят, когда все закончили трапезу. Обычно его приносят в специальной папке или на подносе, перевернув чек «лицом» вниз. Если официанта во время заказа проинформировать о том, что каждый из присутствующих платит за себя сам, в этом случае каждому должны принести отдельный счет.
Комментировать содержание счета вслух недопустимо. Считается крайне невежливым обсуждать, кто будет платить, или устраивать «складчину» — это нужно решить до похода в ресторан.
Деньги нужно положить в папку вместе со счетом и оставить на столе.
Чаевые — знак благодарности за хорошее обслуживание. Обычно они составляют 5-10% от суммы принесенного счета. Но если есть причины для недовольства, ни о каких чаевых не может быть и речи.
Предлагаем вкусные, горячие и недорогие комплексные обеды в офис.